В связи с отпускным периодом изменяется график работы книжного магазина, расположенного в подъезде № 3. Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее


Также временно не работает кофейня в третьем подъезде.

Спросите библиотекаря

Новые поступления в музыкальный отдел летом 2020 года

05 августа 2020 года

В фонд отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ входят ноты, звукозаписи на разных носителях, книги по музыке и музыкальная периодика. Специалисты отдела рассказывают о наиболее интересных новых поступлениях.

100 вопросов о Чайковском. Ижевск, 2020.

Имя Петра Ильича Чайковского, известное во всем мире, является одним из главных брендов России. О величайшем композиторе имеется огромное количество книг, говорящих о неугасающем интересе к его биографии и творчеству.

Данная книга, подготовленная в музее-усадьбе П. И. Чайковского в городе Воткинске, написана в современном формате «100…», что позволяет точечно получить ответы на довольно любопытные и неожиданные вопросы: как называли Чайковского дома (в разные годы), когда он впервые выступил на публике, дорого ли стоили услуги французской гувернантки, что написано на детском рояле композитора, следил ли Чайковский за модой, имел ли он врагов, какую кухню любил и много других вопросов.

Книга снабжена иллюстрациями и фотографиями экспозиции музея-усадьбы композитора в родном городе. Книгу дополняет справочный материал, позволяющий познакомиться с использованной литературой, проследить основные даты жизни и творчества композитора.


Б. В. Асафьев Н. Я. Мясковский . Переписка. 1906—1945 годы. М., 2020.

Книга представляет эпистолярное наследие двух величин советской музыкальной культуры ХХ века — Бориса Владимировича Асафьева (1884—1949) и Николая Яковлевича Мясковского (1881—1950). Их переписка, включившая более 400 писем, раскрывает сложное время, свидетелями которого они были. В письмах-диалогах прослеживается картина формирования близкого и понятного им обоим по духу художественного мира и вовлечения в него современников. Многие письма публикуются впервые, многие — воспроизводятся впервые в полном объеме.

Письма знакомят не только со взглядами Б. Асафьева и Н. Мясковского на музыку, эстетику, философию, творческий процесс, педагогику, но и раскрывают зарождение и разные этапы многолетних личных взаимоотношений двух ярких представителей советской музыки.

Напомним, что в нотном отделе Российской государственной библиотеки хранится нотная коллекция из библиотеки Б. В. Асафьева (более 4000 ед.хр.), на многих изданиях которой имеются автографы и самого Б. Асафьева и авторов композиций. Интенсивная деятельность Асафьева известна: он постоянно контактировал с широким кругом людей. С ним были знакомы и сотрудничали музыканты-исполнители , артисты, композиторы, музыковеды, художники, архитекторы, представители театров. Прямые контакты с целым рядом советских и западноевропейских композиторов (французских, немецких, австрийских, итальянских) говорят о большом авторитете Асафьева. Среди имён: Михаил Гнесин, Артур Лурье, Сергей Прокофьев, Артур Оннегер, Иван Дзержинский, Эрнст Кшенек, Владимир Дукельский, Александр Глазунов, Игорь Стравинский, Федор Шаляпин, Феликс Блуменфельд, Иосиф Ахрон и многие другие. Все они с любовью и уважением дарили Асафьеву и подписывали свои произведения.

В РГБ хранится несколько изданий сочинений Николая Мясковского с его дарственными записями в адрес Б. Асафьева. Вот только некоторые: «Дорогому Борису Владимировичу от души Н. Мясковский. 19.I.1923. Москва», «Дорогому Борису Владимировичу — в дополнение к посвящению. Н. Мясковский. 2.VIII.1922. Москва», «Дорогому Борису Владимировичу Асафьеву — с просьбой не очень сердиться за непонимание поэзии А. Блока. 2.VIII.1922. Москва». Исследование автографов композитора, имеющихся в коллекции Б. Асафьева, дополнит ценнейший материал, представленный в Письмах Б. В. Асафьева и Н. Я. Мясковского .


Моргунов, Александр Николаевич. Военные марши: в переложении для баяна (аккордеона). Ростов-на-Дону , 2020.

Сборник, приуроченный к 75-летию Великой Победы, представляет учебно-методическое пособие. На примере лучших русских маршей, написанных в разные годы и эпохи, составитель показывает трудности нотного текста различной степени. Все пьесы переложены для баяна, что позволяет использовать сборник в широком кругу любителей музыки.


Письмо казака: песни из репертуара Оптинского казачьего хора. Москва, 2019.

В сборник вошли народные песни разных жанров из репертуара Оптинского казачьего хора. Целью создания коллектива стало не только желание соприкоснуться с глубокими традициями народного творчества, но и стремление продолжить и развить эти традиции уже в современном звучании.

Многие песни, включенные в сборник, созданы самими молодыми участниками, некоторые — были записаны в фольклорных экспедициях.


Лёвин, Евгений Владимирович. Мелодии «Бессмертного полка»: в переложении для баяна (аккордеона). Ростов-на-Дону , 2020.

Сборник представляет учебно-методическое пособие для баяна, включающее самые популярные песни и марши, написанные во время Великой Отечественной войны и о войне. Создание подобных материалов способствует воспитанию молодежи в традициях старшего поколения, пережившего войну. Песни и марши войны — это те мелодии, которые сохранили чувство патриотизма, уверенность в победе, любовь к тем, кто не вернулся. Данный сборник — своеобразный «Бессмертный полк», где музыка выступает в роли фотографий: «Священная война», «Прощание славянки», «Моя Москва» и другие.


Нечаев, Иван Алексеевич. Танцуя под обстрелами: дневники артистов Кировского театра 1941—1944 гг. из осаждённого Ленинграда. Выборг, 2019.

Мариинский театр (бывший Кировский) — один из самых известных и значимых театров в мире. В книге приводятся воспоминания артистов оперы и балета театра о военных годах, особенно о зиме 1941—1942 годов , ужасы которой не сломили дух прославленного коллектива. Вспоминаются рвавшиеся бомбы, зенитки, многочасовые налёты, обломки домов, голодные дни, страшная весть о том, что в театр попала бомба, те репетиции и постановки, которые проходили буквально под грохот снарядов, приводятся факты того, как Галина Уланова и Георгий Неллепп плели маскировочные газоны, которые должны были закрыть театр… Помимо спектаклей, артисты выезжали на прифронтовую полосу, в госпитали, где давали концерты в 35-ти градусный мороз, забывая на время о тягости положения. Знаменитая певица Софья Преображенская писала: «Выступали даже тогда, когда не было никаких сил, потому что понимали, что нужны бойцам и раненым…». И при этом — огромная любовь к Ленинграду и театру.


Vincenzi, Fernando. Šostakovič compositore d'avanguardia. Napoli; Salerno, cop. 2019.


Skrjabin e il suono-luce. Firenze, 2018.


С этими и другими изданиями фонда можно познакомиться в читальном зале нотных изданий и звукозаписей .

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться